Начало разведения тибетских терьеров в Англии.
Доктор Агнесс Грейг и ее первая тибетская собака. Тибетский терьер – одна из древнейших пород на земле, сформировавшаяся в почти недоступном для европейцев Тибете, сейчас известна во всем мире и признана FCI и другими международными кинологическими организациями, а также английским, американским и канадским Кеннел Клубами. Сейчас питомники тибетских терьеров есть во многих европейских странах, а так же в Америке, Канаде и в Австралии.
За пределами своей исторической родины эта порода стала известна сравнительно недавно. Под современным названием «тибетский терьер» она была зарегистрирована в Англии в 1931 году.
[float=left] [/float]ФОТО 1 Д-р Грейг. Основную роль в деле популяризации породы сыграла англичанка, врач - хирург по профессии, доктор Агнесс Грейг (Dr Agnes R.H. Greig). Она стала первым европейцем, получившим щенка этой ценной для тибетцев собаки в подарок, в благодарность за лечение тибетской женщины.
В начале 1920х годов д-р Агнес Грейг в составе английской женской медицинской службы была направлена в индийский город Канпур, для работы в женской больнице. Канпур находится в северной Индии в предгорьях Гималаев, недалеко от границы Индии и Тибета.
В те годы в Тибете больниц не было, поэтому знатные и богатые тибетцы отправлялись лечиться в соседнюю Индию. Однажды в 1922 году один состоятельный тибетец привез в индийскую больницу свою жену. Путь до Индии не близкий и тяжелый, люди путешествовали только караванами, верхом на лошадях или яках, и тибетская семья имела при себе вьючных животных, палатки и все имущество, необходимое для многомесячного и очень дальнего путешествия. В числе этого имущества женщина привезла с собой длинношерстную собаку, которую звали Лили. К этой собаке отношение хозяев было особым, тибетцы относились к ней не так, как к другим своим животным, а скорее так же, как к собственным детям.
Как раз в то время Лили была беременна и хозяйка очень беспокоилась о ней, а может быть и о себе тоже, так как длинношерстная собака - апсо считалась в Тибете, своеобразным талисманом, приносящим удачу. Тибетка хотела, чтобы все время пребывания в больнице, собака находилась при ней, однако, женщине требовалась хирургическая операция, и доктор Грейг не могла разрешить ей держать в палате животное.
Сама д-р Грейг жила рядом, на территории больницы, она любила собак и с детства умела с ними обращаться, так как ее мать в Англии держала свой питомник, и чтобы уладить спорный вопрос, она предложила на время лечения взять собаку к себе домой и каждый день приводить ее к больной, чтобы они могли видеться. Тибетка согласилась, и действительно, передать приносящий удачу талисман лечащему врачу, совсем не плохо для больного. Оставалось узнать, согласится ли собака, которая, как и положено всем тибетским собакам, не любила посторонних, пойти с незнакомым человеком. К удивлению женщины собака добровольно пошла с д-р Грейг и жила у нее, пока хозяйка находилась в больнице.
Операция тибетки прошла удачно и в то время пока женщина поправлялась, Лили родила четырех щенков, двух мальчиков и двух девочек. Это событие произошло 3 октября 1922 года. Перед отъездом, в благодарность за успешное лечение, тибетцы предложили доктору Грейг выбрать одного из щенков в подарок. Она выбрала девочку белую с золотистыми пятнами и назвала ее Банти (Bunti). Банти стала первой истинно тибетской собакой породы большой апсо, подаренной иностранцу, именно она и стала родоначальницей современной породы тибетский терьер.
Начало разведения тибетских терьеров в Индии. Неожиданно попавшая к доктору Грейг тибетская длинношерстная собака совершенно ее очаровала своим необычным интеллектом и яркой индивидуальностью. При близком знакомстве оказалось, что эта собака ни по внешности, ни по характеру и поведению, совершенно не похожа на хорошо известных ей английских собак.
[float=left] [/float]ФОТО 2 - Bunti Когда Банти исполнился год, д-р Грейг захотела показать ее специалистам кинологам. Она обратилась в Индийский Кеннел Клуб, находившийся в Нью-Дели и связалась с г. Медлеем, который был секретарем клуба и известным судьей на выставках. Небольшие длинношерстные собачки из Тибета к этому моменту уже были известны в Англии и Индии и официально зарегистрированы под названием лхасский терьер, и представители клуба предложили д-р Грейг привезти и показать собаку судьям, чтобы ее можно было зарегистрировать, как лхасского терьера. Но когда д-р Грейг привезла Банти в Кенел Клуб, и судьи осмотрели ее, выяснилось, что такую собаку они никогда не видели. Эта собака была совершенно другого типа и сильно отличалась от ранее известных экземпляров лхасских терьеров.
Представители Кеннел Клуба предложили д-р Грейг подобрать для Банти пару такого же типа и получить потомство, чтобы можно было оценить, передают ли собаки свои характерные признаки по наследству. Весь помет следовало показать в клубе, где будет выбран кобель, который в дальнейшем должен быть снова повязан с Банти и новый помет также должен быть показан в клубе. Тогда, если на протяжении трех последовательных поколений собаки сохраняли бы свой особый облик, их можно было бы признать отдельной породой.
Доктор Грейг обратилась к той же тибетской семье, которая подарила ей Банти, с просьбой помочь ей найти для Банти подходящую пару. Тибетцы выполнили просьбу, и нашли кобеля такого же типа по кличке Раджа (Rajah). В Индии от Банти и Раджи было получено два первых помета (в декабре 1924 и июле 1925 г.).
Англия – вторая родина тибетских терьеров.
В 1926 году доктор Грейг отправилась в Англию в отпуск и привезла с собой трех собак, родоначальницу Банти; суку от первого помета Банти и Раджи по имени Chota Turka и кобеля от второго помета по имени Ja Haz.
Чтобы дальнейшее разведение было оформлено официально, в Англии собаки все-таки были зарегистрированы, как «лхасские терьеры».
Все первые пометы тибетских терьеров получили приставку «Ladkok». Это название питомника, принадлежавшего матери д-ра Грейг - А. Renton Greig, которая занималась кокер спаниелями. Позже, после окончательного возвращения в Англию д-р Грейг зарегистрировала свой собственный питомник с приставкой «Lamleh», в котором она разводила тибетских терьеров до конца своей жизни - 1972 года.
В 1927 году Банти повязали с ее сыном Джа Хазом, в результате этой вязки родилось три щенка - Burrah Sahib of Ladkok, Mr. Binks of Ladkok и Bodmash of Ladkok. Mr. Binks отправился с д-р Грейг обратно в Индию и был представлен в Индийский Кеннел Клуб.
[float=left] [/float]ФОТО 3 Слева направо: Ja-Hazz, Bunti, Burrah-Sahib В 1930 году Индийский Кеннел Клуб признал собак д-р Грейг отдельной породой. На основе их описания был принят стандарт породы, получившей название «Тибетский Терьер». Спустя год, в 1931 году за Индийским последовал и Английский Кеннел Клуб, и так же признал новую породу.
В течение этих лет д-р Грейг не переставала искать новых собак тибетского происхождения, для использовании их в разведении. В 1928 году она получила белого кобеля по имени Thoombay (of Ladkok), а затем суку Gyantse Lamleh редкого на тот момент черного с оленьим окраса. Особенно ценным приобретением считается Thoombay, который был получен от Буддиман ламы (Buddiman Lama) из Тибета, это была собака рожденная в монастыре, она была несколько другого, «монастырского» типа, в отличие от Банти и ее потомства разведения кочевников. Затем в 1930 году д-р Грейг и ее коллега мисс Ни (m.Nye) получили еще двух собак от Тикбира Даджы Ламы (Tikbir Daja Lama), суку Yukshee Lamleh и кобеля Miggo Gomba.
[float=left] [/float]ФОТО 4 Thoombay В 1930 году р-р Грейг окончательно оставляет службу в Индии и возвращается в Англию вместе со своими собаками. С этого момента нового импорта тибетских терьеров из Тибета в Англию не будет на протяжении многих лет.
В 1934 году в Англии сформирована Ассоциация Тибетских собак, и были изданы стандарты для всех маленьких пород Тибета.
В 1938 году тибетские терьеры впервые были показаны на выставке Crufts. Победителем стал десятилетний Thoombay оf Ladkok
В 1939 году первые тибетские терьеры разведения д-р Грейг были импортированы в Индию, Данию и Германию.
Тибетские терьеры в Англии 1939 – 1951г. К моменту начала Второй Мировой войны «Lamleh» был единственным питомником тибетских терьеров не только в Англии, но и во всем мире.
Война чуть не прервала начатую д-р Грейг работу. В военное время количество еды даже для людей было ограничено, и прокормить собак питомника было очень трудно. Чтобы сохранить поголовье и обеспечить собак пропитанием д-р Грейг занялась разведением кроликов, и большинство ее тибетских терьеров пережили трудные времена. За годы войны было получено всего несколько новых пометов тибетский терьеров у д-р Грейг и у еще одного селекционера - госпожи Колвилл, однако общее количество ТТ в Англии очень сильно сократилось.
После окончания войны разведение тибетских терьеров в питомнике «Lamleh» было продолжено.
В период с 1946 по 1951 год было зарегистрировано еще пять импортированных аборигенных собак с «неизвестной родословной».
Одну из собак, суку Princess Sali в 1947 году из Непала привез полковник Дункан. Собака была подарена ему непальским чиновником, в то время, когда полковник с женой находились в гостях у премьер-министра Непала.
Еще одна собака, кобель по имени Chang of Ormesby, принадлежавший мистеру Mrs. Q.L. Burke, происходил из Непальского королевского питомника.
Так же Английским Кеннел Клубом были зарегистрированы Audrey of Carolina в 1946 г, Ukie в 1948 и Lady Towsa в 1951 году.
Все эти собаки в дальнейшем были использованы в разведении и смешаны с первой английской линией д-р. Грейг.
В начале 50-х количество тибетских терьеров используемых в размножении и участвующих в выставках стало увеличиваться довольно быстро.
Новая страница истории тибетского терьера - Англия 1953 г. В 1953 году англичанин Джон Доуней (John Downey), который был известен в кругу собаководов и имел питомник пойнтеров под приставкой «Luneville» нашел в одном из портов Северной Англии, в Ливерпуле, небольшую необычную длинношерстную собаку, которую он оставил у себя в доме и назвал Даки (Dusky). Собака оказалась очень похожей на экзотических и довольно редких тибетских терьеров. Мистер Доуней зарегистрировал пса, как тибетского терьера. Видимо М. Доуней был не лишен чувства юмора, так как официально он дал своей собаке кличку Troyan Kynos, видимо намекая на всем известного «Троянского коня».
[float=left] [/float]ФОТО 5 Troyan Kynos Troyan Kynos стал настоящим яблоком раздора среди любителей ТТ. Д-р Грейг не раз обращалась с протестами в Кеннел Клуб (UКC), утверждая, что эта собака не является истинным тибетским терьером. Полемика шла, а тем временем в 1957 году мистер Доуней получил помет от своего кобеля и суки золотого окраса Princess Aurea, а затем продолжил линейное разведение. Princess Aurea была рождена от кобеля из питомника д-р Грейг, чемпиона Pa Sang of Lamleh и импортной аборигенной суки без родословной Princess Chan, зарегистрированной в 1955 году. Так Troyan Kynos и Princess Aurea стали основателями новой английской линии тибетских терьеров «Luneville».
Доктор Грейг, которая до этого времени редко продавала своих собак за границу, стала активнее искать такие возможности, надеясь, что в других странах удастся сохранить чистую линию истинно тибетских собак, и возможно именно благодаря этим событиям, порода стала более известной в европейских странах, а затем попала и в Америку. Однако, линия «Luneville» становилась все более известной и противостояние линий «Lamleh» и «Luneville» продолжалось еще многие и многие годы.
Английские линии Lamleh и Luneville Мистер Доуней очень активно взялся за разведение и выставочную деятельность своей линии тибетских терьеров. Его собаки довольно быстро завоевали популярность у любителей и стали побеждать на выставках собак д-р Грейг. В какой-то степени д-р Грейг сама была виновата в этом. Она не придавала большого значения уходу за шерстью и считала, что идеальный порядок во внешнем виде тибетских собак совсем не обязателен, ведь на родине такие собаки получают минимум ухода и имеют свой естественный и несколько неопрятный вид. А мистер Доуней шел в ногу с модой, его выставочные собаки всегда были хорошо вымыты и вычесаны и в ринге производили гораздо лучшее впечатление.
Собаки этих линий имели некоторые различия, и основное различие, это скорость взросления. Собаки линии «Luneville» созревали на много раньше, уже к году или полутора годам они могли выглядеть вполне взрослыми, в то время как представители линии «Lamleh» имели очень позднее развитие. Типичный вид взрослого тибетского терьера они приобретали только к двум, а то и к трем годам, а в годовалом возрасте собака линии «Lamleh» могла даже не иметь полного набора постоянных зубов. Это различие, несомненно, играло в пользу собак «Luneville» линии.
Американка, исследовательница породы Джейн Рейф проводила сравнение между представителями этих двух линий. Она отмечала, что собаки чистой линии «Luneville» часто не имеют большой глубины груди, имеют тенденцию к меньшим лапам и более прямому углу задних конечностей, бывают мелковаты и имеют склонность к более растянутому формату, за счет коротковатых ног и слишком длинной шеи. Их сильными сторонами было то, что они рано созревают, имеют приятный характер, прекрасную шерсть и красивый высоко посаженный хвост.
Собаки линии «Lamleh» очень поздно созревают и имеют более широкий разброс в росте. Их сильные стороны – это правильные большие плоские ноги, низкие углы задних конечностей, немного более широкие грудь и тыл, хорошая форма головы, широко расставленные глаза и крупная мочка носа, а так же они обладают неповторимым гордым взглядом и осанкой аборигенной тибетской собаки.
Сейчас в мире можно найти совсем немного питомников, где сохранились представители одной или другой из этих чистых линий. Подавляющее большинство заводчиков имеют собак смешанных линий, в которых сочетаются лучшие качества, взятые как от линии «Lamleh», так и от линии «Luneville».
Как в свое время отмечала Джейн Рейф, хорошие тибетские терьеры любых линий имеют гораздо больше общего, чем различий.
Статья написана по материалам иностранных породных сайтов.
Татьяна Кузина.